Регистрация

Чтобы смотреть полные анкеты, большие фотографии, знакомится, комментировать и общаться, необходимо зарегистрироваться. Зарегистрированный пользователь имеет массу возможностей: неограниченное место для хранения фотографий в оригинальном качестве, удобная и быстрая загрузка фото, советы и отзывы профессиональных фотографов.

О композиции фотографического портрета (часть 5)

Каждому человеку присущи свои манеры — усаживаться, наклоняться, стоять, облокачиваться, поднимать голову и т. д. В портретной постановке эти характерные особенности должны учитываться. Самое трудное для человека — быть естественным в непривычных условиях.
Так что при постановке фигуры надо стремиться дать возможность человеку принять свободное и непринужденное положение. Лаконичность и простота портретной постановки присъемке в полный рост являются основным ее достоинством. «Мне думается, что грация бывает врожденной»— эти слова принадлежат известной балерине и педаго-
гу Ольге Лепешинской. Фотографу следует помнить, что грациозность фигуры — это качество, которого невозможно добиться никакими приемами режиссуры. «Поза» может легко перейти в «позирование», подражание, манерность, если она отклоняется от жизненной правды.
Отрабатывая позу портретной постановки в рост, фотограф, как правило, ищет такие стабильные позиции фигуры, при которых хватило бы времени «поставить» свет и зафиксировать позу на пленку. Поэтому выбираются только те позы, ко-
торые легко удаются уравновешиванию тяжести тела на плоскости опоры. Поза тем стабильней, чем большее количество точек опоры и больше их площадь, чем ближе центр тяжести тела к площади опоры и к ее центру. Части тела и их масса восстанавливают равновесие автоматически «рефлексами равновесия» через нервную систему. Эти
явления именуются компенсаторными.
Так, например, изгибы позвоночного столба являются компенсаторными, дающими большую устойчивость голове и туловищу. Пластическая анатомия, рассматривающая внешние формы в различных положениях, различает всего четыре типа позы стоящего человека: нормальную, «военную», удобную и расслабленную. Каждая из этих поз в своем естественном выражении определяется многими факторами, как наследственными, так и приобретенными, и вытекает
из особенностей строения тела и жизнедеятельности человека.
По мнению известного анатома Штрассера, в нормальном положении центр тяжести корпуса находится над тазобедренными сочленениями. Его положение сохраняется благодаря анатомическим сокращениям мышц, которые препятствуют отклонениям тела вперед и назад. Как в этой позе, так и в других, ей подобных, таз в основном не меняет своего положения, а поясничный изгиб сохраняет обычный радиус.
При «военной» позе центр тяжести всего тела находится спереди от линии тазобедренного, коленного и голеностопного суставов, таз наклонен вперед, поясничный изгиб позвоночника подчеркнут, а грудной сглажен. Грудь выступает вперед, ноги разогнуты в коленных суставах и наклонены вперед.
Удобная прямая поза характеризуется небольшим наклоном, сглаженным поясничным изгибом позвоночника и расположением центра тяжести за тазобедренными сочленениями.
Расслабленная поза отличается от удобной изгибом грудной части позвоночника, поворотом таза назад. Центр тяжести расположен спереди от тазобедренных суставов. Ноги слегка согнуты в суставах. Расслабленная поза является признаком усталости и типична для пожилых и старых людей.
Все постановки человека в рост можно разделить на две группы: принужденные и непринужденные. К принужденным относится «военная» поза и приближенные к ней, к сожалению, еще так часто встречающиеся в практике многих фото-
графов, которые, снимая людей в рост, особенно военных, предпочитают ставить их по стойке «смирно».
К принужденным постановкам относятся и такие, когда преднамеренным напряжением видоизменяют форму отдельных элементов: выпячивают грудь, прогибают талию и т. д. Такие постановки кажутся неустойчивыми, однако когда хотят
подчеркнуть особую стройность форм, силу, гибкость молодого тела, часто прибегают именно к принужденным постановкам. При напряжении тела и незначительной стабильности, особенно при наклоне фигуры вперед или назад, принужденные постановки кажутся более динамичными и являются фактически подготовительным моментом начала движения.
Реальность постановки определится в этом случае последующей фазой движения. Либо человек перейдет в свободное движение, либо потеряет точку опоры и оступится. В портрете Шишкина художник И. Н. Крамской дал блестящий об-
разец принужденной постановки. В показе внешних форм, особенно в принужденном состоянии, фотография имеет бесспорные преимущества перед рисунком, так как фиксирует их безошибочно. Непринужденные постановки
включают удобную и расслабленную позу. Для них характерно уменьшение напряжения общей мускула-туры и в первую очередь мускулатуры спины. В положении стоя они обретают большую устойчивость.
Однако непринужденные постановки отличаются некоторой статичностью. Например, скульптор М. Г. Манизер изобразил Н. В. Гоголя в классической непринужденной позе.
Блог anikin  |  24.03 10:36

Комментарии

© 2004-2013 Me-Design